Собор новомучеников и исповедников Российских

Собор новомучеников и исповедников Российских празднуется 7 февраля (25 января по ст.стилю), если этот день совпадает с воскресным днем, а если не совпадает, то в ближайшее воскресенье после 7 февраля.

Греческое слово "мартирос" в буквальном переводе означает не только "мученик", но и "свидетель" — веры во Христа. Соответственно, свидетельство это может быть самым разным — в сущности, им может быть любой вид святости. Апостольство, безмездное врачевство, преподобничество и так далее. Тем не менее, издавна самым почитаемым видом святости принято считать именно мученичество — смерть за нежелание отречься от веры, часто связанное с тяжелыми предшествующими пытками и другими страданиями. В основе такого уважения к мученикам лежат и многочисленные места Евангелия, и даже обычная человеческая логика, согласно которой, жизнь отдается лишь за высшую для человека ценность. В данном случае — веру во Христа, Его Любовь. И жизнь в этой Любви — лишение которой для истинно верующего хуже мук и даже смерти.
Самым первым по времени новомучеником стал протоиерей Иоанн Кочуров, служивший в Царском Селе под Петроградом и убитый уже через несколько дней после революции, красногвардейцами.

Поместный Собор Русской Церкви 1917-1918 гг. восстановил патриаршество. Собор в Москве еще продолжался, а 25 января 1918 г., в Киеве после большевистского погрома в Киево-Печерской Лавре, был убит митр. Киевский и Галицкий Владимир (Богоявленский). День его убиения или ближайшее к этому дню воскресенье, было установлено как дата памяти Новомучеников и Исповедников Российских, как бы предвосхищая то, что большевистские гонения будут продолжаться.

По известным причинам, на территории нашей страны эта дата долгие годы не могла отмечаться открыто, а Русская Православная Церковь Заграницей установила этот день памяти с 1981 г. В России (СССР как государство и субъект международного права прекращает своё существование 26.12.1991г.) такое празднование стало совершаться лишь после Архиерейского Собора 1992 г. (31.03. – 05.04.1992г.). А поименно большинство из Новомучеников прославлено Собором 2000 г. (13.08 – 16.08.2000 г.). Избранный Поместным Собором 1917-1918 гг. (15.08.1917 г. – 07.09.1918 г.) патриарх Тихон (Беллавин) и сам впоследствии пополнил число Новомучеников. Постоянное напряжение, тяжелейшее противодействие властей быстро истощили его силы, и он умер (а возможно, был отравлен) в 1925 г. в праздник Благовещения. Именно патриарх Тихон стал первым по времени прославления (в 1989 г., за границей – в 1981 г.).

 Стойкость, которую проявили под угрозой смерти христиане первых десятилетий XX века, поражает. Подобно этому и ранние христианские мученики отдавали свои жизни за один только отказ совершить незначительное по меркам общества согласие с языческими традициями. Когда читаешь жития новомучеников, невольно сомневаешься: может ли человек перенести такое? Человек, наверное, нет, но христианин — да.

Силуан Афонский писал: «Когда бывает большая благодать, то душа желает страданий. Так, у мучеников была большая благодать, и тело их радовалось вместе с душой, когда их мучили за возлюбленного Господа. Кто испытал эту благодать, тот знает об этом…». Другие замечательные слова, так же проливающие свет на удивительное мужество новомучеников, оставил за несколько дней до своего расстрела священномученик Вениамин, митрополит Петроградский и Гдовский: «Трудно, тяжело страдать, но по мере наших страданий избыточествует и утешение от Бога. Трудно переступить этот рубикон, границу, и всецело предаться воле Божией. Когда это совершится, тогда человек избыточествует утешением, не чувствует самых тяжких страданий, полный среди страданий внутреннего покоя, он других влечет на страдания, чтобы они переняли то состояние, в каком находился счастливый страдалец. Об этом я ранее говорил другим, но мои страдания не достигали полной меры. Теперь, кажется, пришлось пережить почти все: тюрьму, суд, общественное заплевание; обречение и требование этой смерти; якобы народные аплодисменты; людскую неблагодарность, продажность; непостоянство и тому подобное; беспокойство и ответственность за судьбу других людей и даже за самую Церковь. Страдания достигли своего апогея, но увеличилось и утешение. Я радостен и покоен, как всегда. Христос наша жизнь, свет и покой. С Ним всегда и везде хорошо».

Список «Новомучеников Российских» не окончен, грядут времена и многие сегодняшние православные смогут его пополнить.

Мученичество, как мы понимаем, – это следование путем Христовым и факт принесения своей жизни в жертву за Христа. Мученик готов отдать жизнь за веру, когда наступит этот момент, момент особого избранничества. Выше мученичества нет ничего. Но эти обстоятельства складываются, когда Сам Господь о них распорядится, когда попустит гонения или создаст эти условия индивидуально.

Укрепи и Спаси Господи, православных христиан!

Сегодня радостно ликует Церковь Русская, прославляя Новомучеников и Исповедников своих: святителей и иереев, Царственных Страстотерпцев, благоверных князей и княгинь, преподобных мужей и жен и всех православных христиан, во дни гонения безбожного жизнь свою за веру во Христа положивших и кровью истину утвердивших. Их предстательством, Долготерпеливый Господи, страну нашу в Православии сохрани до скончания веков.

Болошневские святые молите Бога о нас!

Статистика

Пользователи
3
Материалы
42
Кол-во просмотров материалов
60690

Кто на сайте

Сейчас на сайте 67 гостей и нет пользователей

Поиск